Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подсинская средняя школа»
Алтайского района
Республики Хакасия
Программа воспитательной деятельности
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе»
(комплексная, краткосрочная)
Составители программы:
Фокина О.Н
Эргардт Н.В
Никулина Н.В
Вакулина И.Ю.
Ширковец О.А.
Камышева Ю.Н.
с. Подсинее, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Раздел программы
страницы
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Концептуальное обоснование программы
Цель программы
Задачи программы
Нормативно-правовое обеспечение программы
Механизмы реализации программы
Содержание программы
Предполагаемые результаты программы
Критерии оценки результатов
Тематическое планирование
3-5
6
6-7
7
7
8
8-9
9-13
13-14
14-15
16-18
2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Полное название
программы
2. Цель программы
3. Задачи
4. Тип лагеря
5. Направление
деятельности,
специфика содержания
программы
6. Краткое содержание
программы
Комплексная краткосрочная программа воспитательной
деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Навигаторы детства 3.0: строим будущее
вместе».
Создание единого пространства для обмена опытом, умениями и
навыками,
развития
личности
обучающегося, активной
социализации, социальной адаптации путем внедрения системы
наставничества.
1. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и
школы, способствовать передаче положительного опыта
успешных семей.
2. Повысить престиж наставнической деятельности.
3. Развить способности самостоятельно и в команде качественно
выполнять определенные задачи через формы наставничества.
4. Создать площадку для эффективного обмена опытом по разным
направленностям в системе наставничества.
5. Выстроить эффективную систему взаимодействия обучающихся
в сфере наставничества.
6. Отработать модель «Семейное арт-пространство: наследие
поколений» через семейное наставническое взаимодействие.
7. Обеспечить погружение учащихся в область функциональной
грамотности.
8. Предоставить детям возможность для разрядки накопившейся
за год напряженности и восстановления израсходованных сил.
9. Удовлетворить индивидуальные интересы в личностнозначимых
сферах деятельности.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
5 образовательных маршрутов:
Семья эколят, или естественнонаучное наставничество в
волонтерской/вожатской деятельности,
«Семейное арт-пространство: наследие поколений»,
«Умею сам – научу другого», или технотворчество и
медианаставничество,
«Малая Родина – сила России», или туристскокраеведческое, художественное путешествие;
«Точка на карте», или навигационная система активного
отдыха.
Программа является откликом на одно из приоритетных
направлений, отраженное в Указе «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»: создание
благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов
каждого человека, что определяет переход к непрерывному
индивидуализированному
образованию
и
предполагает
3
вариативность образовательных траекторий на всех уровнях
образования.
Летний лагерь «Навигаторы детства 3.0: строим будущее
вместе» - это увлекательное путешествие сквозь время и пространство
под мудрым руководством наставников. Это возможность научиться
новому, прокачка навыков, полезные практики. Вызовы участникам смены
«Узнавай, развивай, создавай!» - это веяние времени, возможность шагать
в ногу с «Движением первых». Реализация программы пройдет под
девизом: «Мы дети XXI века, всегда и везде добьемся успеха».
7. Ожидаемый результат
Программа «Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе»
предполагает получение учащимися комплексных знаний и
развитие навыков в разных направлениях (образовательных
маршрутах): семья эколят, или естественнонаучное наставничество
в волонтерской/вожатской деятельности, «Семейное артпространство: наследие поколений», «Умею сам – научу другого»,
или технотворчество и медианаставничество, «Малая Родина –
сила России», или туристско-краеведческое, художественное
путешествие; «Точка на карте», или навигационная система
активного отдыха.. Программа смены приведёт к реализации трёх
модулей-навигаторов: «Узнавай», «Развивай» и «Создавай».
Названия модулей также являются и вызовами для всех участников
смены, которые они принимают и вовлекаются в познавательноразвивающую деятельность. Таким образом, в ходе смены
обучающиеся:
– получат базовые знания о деятельности каждого из
представленных образовательных маршрутов;
– узнают об основных понятиях, принципах и моделях
наставничества
в
рамках
заявленных
направлений
взаимодействия;
– погрузятся в положительный опыт успешных семей;
– сформируют навыки организации проектной деятельности в
разных областях наставничества;
– разовьют умение работать в команде, навыки доверительного
общения (РДДМ);
– сформируют коммуникативные умения и навыки публичного
выступления;
– научаться применять технологию сотрудничества на
практике;
– раскроют
творческий потенциал
и
научатся
презентовать свои проекты
(индивидуальные
и
групповые);
– сформируют опыт восприятия, производства и
трансляции информации, отражающей особенности и
практики межпоколенческого взаимодействия;
4
–
8. Условия реализации
9. Составители
программы
10. Адрес организации
11. Телефон, факс,
электронный адрес
12. Место проведения
лагеря
13. География
участников
14. Количество
участников программы
15. Сроки проведения
получат опыт реализации гражданской позиции
в
процессе
формирования патриотического самосознания
(РДДМ).
Выполнение условий программы обеспечивается следующими
условиями:
1)
материально-технические
средства
МБОУ
«Подсинская СШ» (комнаты для отдыха и проведения занятий с
детьми, необходимое оборудование, спортивный инвентарь,
технические средства обучения);
2)
кадровые условия:
руководитель, реализующий программу – начальник лагеря;
руководители исследовательских мастерских, практик –
воспитатели, педагоги-наставники; обслуживающий персонал;
3)
охрана жизни и здоровья детей в лагере:
начальник и сотрудники лагеря несут ответственность за полную
безопасность жизни и здоровья детей в лагере и допускаются к
работе с детьми после специального инструктажа по охране
жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
руководители площадок/практик проводят инструктаж по
технике безопасности с детьми перед выполнением различных
форм деятельности.
Фокина О. Н., учитель английского языка, директор МБОУ
«Подсинская СШ».
Эргардт Н.В. учитель биологии, заместитель директора по учебной
работе.
Никулина Н. В., учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО.
Вакулина И.Ю. заместитель директора по ВР.
Камышева Ю.Н., заместитель директора по УР.
Ширковец О.А., социальный педагог.
655670 Республика Хакасия, Алтайский район, с. Подсинее, ул.
Зелёная, 22
Тел. 8(39041)2-57-72
Электронная почта: pssh@r-19.ru
МБОУ «Подсинская СШ»
село Подсинее Алтайского района РХ, г. Абакан ст. «Подсиний», г.
Абакан, г. Черногорск, г. Минусинск.
118 человек
I смена (27 мая – 19 июня 2024 г.)
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все победы закладываются в школе
В.В. Путин
По словам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина,
«семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа
нравственности», но «успешное будущее человека зависит от качественного образования и
разностороннего развития». Летние каникулы составляют значительную часть свободного
времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого
потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям
культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана: повышением спроса родителей и детей на
организованный отдых школьников; модернизацией старых форм работы и введением
новых.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Данная программа актуальна, следует вызовам времени и включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и
воспитания детей в условиях временного детского коллектива.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Комплексная краткосрочная программа воспитательной деятельности летнего
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Навигаторы детства 3.0»:
строим будущее вместе» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях
временного детского коллектива. Основывается на одном из приоритетных направлений,
отраженном в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»: создание благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов
каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному
образованию и предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях
образования.
Правительством
Российской
Федерации
разработана
концепция
развития наставничества на период до 2030 года (документ опубликован на сайте Кремля
14.02.2024). На сегодняшний момент наставничество – это актуальный вид
взаимодействия социально активных и профессионально компетентных сотрудников,
волонтёров и учащихся. Объединяет их не только опосредованная передача опыта от
«старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять.
Наставничество – это способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного
и знающего, предоставление помощи и совета обучающимся, а возможно и совместное
«проживание» опыта, что позволит оказать необходимую поддержку в социализации и
самоопределении личности ребенка.
Целью наставнической деятельности в системе работы смены детского
оздоровительного лагеря является не
только
воздействие
на
формирующуюся
6
личность, направленное на ее продуктивное развитие путем
передачи
опыта
наставника наставляемому, положительного наставнического опыта успешных семей, но
и качественно новые взаимоотношения между педагогами, родителями и воспитанниками,
направленные на развитие потенциала не только обучающихся, но и самих наставников и
организации.
Основными составляющими системы работы летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе» являются три
модуля-навигатора («Узнавай», «Развивай» и «Создавай»), в рамках которых реализуются.
5 образовательных маршрутов:
Семья эколят, или естественнонаучное наставничество в волонтерской/вожатской
деятельности,
«Семейное арт-пространство: наследие поколений»,
«Умею сам – научу другого», или технотворчество и медианаставничество,
«Малая Родина – сила России», или туристско-краеведческое, художественное
путешествие;
«Точка на карте», или навигационная система активного отдыха.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание единого пространства для обмена опытом,умениями и навыками, развития
личности обучающегося, активной социализации, социальной адаптации путем внедрения
системы наставничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы , способствовать
передаче положительного опыта успешных семей.
2. Повысить престиж наставнической деятельности.
3. Развить способности самостоятельно и в команде качественно выполнять
определенные задачи через формы наставничества.
4. Создать площадку для эффективного обмена опытом по разным направленностям в
системе наставничества.
5. Выстроить эффективную систему взаимодействия обучающихся в сфере
наставничества.
6. Отработать модель «Семейное арт-пространство: наследие поколений» через
семейное наставническое взаимодействие.
7. Обеспечить погружение учащихся в область функциональной грамотности.
8. Предоставить детям возможность для разрядки накопившейся за год
напряженности и восстановления израсходованных сил.
9. Удовлетворить индивидуальные интересы в личностно значимых сферах
деятельности.
7
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежит следующая нормативная база:
1) Конвенция о правах ребёнка, статьи 24, 26, 27, 29, 31;
2) Конституция Российской Федерации;
3) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
4) Национальный проект «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого
ребенка»;
5) Федеральный проект ранней профориентации «Билет в будущее» 2018 - 2024 гг.;
6) Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
7) Региональные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная
среда», «Современная школа» национального проекта «Образование» (с
01.10.2018-31.12.2024 гг.);
8) Паспорт регионального проекта Республики Хакасия «Цифровая образовательная
среда», Паспорт регионального проекта Республики Хакасия «Успех каждого
ребенка», Паспорт регионального проекта Республики Хакасия «Молодые
профессионалы», Паспорт регионального проекта Республики Хакасия «Новые
возможности для каждого».
Утверждены документы президиумом Совета
развития при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства
Республики Хакасия от «13» мая 2019 г. № 09;
9) Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися (Приложение к письму
Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. N МР42/02);
10) Приказ Министерства образования и науки РХ №100-216, от 19.03.2021 «Об
организации деятельности целевой модели наставничества в РХ и о внесении
изменения в приказ Министерства образования и науки РХ от 03.04.2020 №100-302
«О внедрении в РХ целевой модели наставничества»;
11) Устав МБОУ «Подсинская СШ»;
12) Штатное расписание лагеря с дневным пребыванием детей.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кадровое обеспечение
Начальник лагеря.
Воспитатели – 9 человек.
Физический инструктор – 1 человек.
Советник по воспитанию – 1 человек.
Медицинский работник – 1 человек.
Педагоги, реализующие работу маршрутов – 5 человек.
8
Партнеры по реализации программы:
1) Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия «Черногорский техникум
отраслевых технологий».
2) МБУК Подсинский сельский Дом культуры.
3) Детский технопарк «Кванториум» на базе Черногорского техникума
отраслевых технологий.
4) Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
Минусинский драматический театр.
5) Стадион «СК им. В.Я. Витвицкого».
6) ФГБОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, в том числе «Зоологический
музей».
7) ПАО «СБЕРБАНК».
8) ООО «Малинники» г. Абакан.
9) «Школа креативных индустрий РХ».
10) Алтайский районный краеведческий музей.
11) «Конструктор будущего».
12) КГБПОУ Минусинский педагогический колледж имени
А. С. Пушкина.
13) Главное управление МЧС России по Республике Хакасия
(Государственная инспекция по маломерным судам).
14) ОМВД России по Алтайскому району.
15) Прокуратура Алтайского района.
16) Министерство здравоохранения Республики Хакасия ГБУЗ РХ
«Белоярская районная больница».
17) Абаканская транспортная прокуратура.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация смены условно делится на три этапа: подготовительный,
содержательный и заключительный. Каждый из периодов подготовки важен и требует
определенных временных и материальных затрат, а также высокой ответственности.
Подготовительный этап включает в себя:
разработку программно-методического обеспечения;
подбор и консультирование организаторов и приглашенных специалистов,
вовлеченных в программу;
коллективное планирование механизма реализации смен;
оповещение о старте реализации программы в средствах массовой информации
(официальный сайт, социальные сети);
оформление документации (приказ, информационные письма, программа);
подготовка материального оснащения и оборудования для качественной реализации
программы;
регистрация участников смены и комплектование отрядов.
Содержательный этап осуществляется непосредственно в рамках реализации смены (21
9
день).
Основной деятельностью является:
проведение инструктивных
совещаний с
педагогами и
специалистами, курирующими смену;
оформление документации смены;
проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их
организационного, лидерского и творческого потенциала;
реализация программы смены.
Заключительный этап включает в себя:
рефлексию среди организаторов смены и приглашенных специалистов;
самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его
ожидания от смены;
публикация аналитических методических материалов по итогам реализации
программы;
всесторонний анализ деятельности смены (положительных и отрицательных
моментов), проведенной работы, обобщение достигнутых результатов.
Сотрудничать с детским оздоровительным лагерем с дневным пребыванием детей
намерены:
1. Минусинский драматический театр, благодаря которому ребята погрузятся в мир
искусства и отработают модель «Медианаставничество» через работу медиацентра
«В фокусе», психологические и игровые тренинги, различные интерактивные игры,
КТД.
2. Черногорский техникум отраслевых технологий, благодаря которому учащиеся
смогут погрузиться в мир профессий, примут участие в мероприятиях,
способствующих раннему профессиональному развитию. Направление «IT
квантум» в рамках работы детского технопарка «Кванториум» позволит
учащимися приобрести фундаментальные знания о сфере информационных
технологий.
3. Также учащимся будет дана возможность погрузиться в область функциональной
грамотности, что поспособствует воспитанию грамотного финансового поведения
(при сотрудничестве с ПАО «СБЕРБАНК»).
4. В ходе сотрудничества с социально значимыми партнерами учащиеся смогут
«погрузиться» в различные наставнические роли, выполнить первоначальные
трудовые пробы - несложные действия по уходу за растениями, изготовление
несложных
изделий,
поделок,
будут
участвовать
в
мероприятиях
профориентационной направленности, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
овладевая навыками выполнения той или иной практической деятельности
(сотрудничество с ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова).
5. В ходе сотрудничества с успешными семьями учащиеся смогут погрузиться в
семейное арт-пространство для развития творческих способностей.
6. Прокуратура, ОМВД Алтайского района, Главное управление МЧС России по
Республике Хакасия и другие субъекты профилактики познакомят учащихся с
миром профессий, научат правильному и безопасному поведению.
Программа «Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе» - это деятельность
по трем модулям-навигаторам: «Узнавай», «Развивай» и «Создавай».
10
Навигатор 1 «Узнавай». В рамках первого модуля предполагается командное
взаимодействие участников по следующим образовательным блокам: основные понятия,
принципы и модели наставничества; эффективные методы продвижения наставничества в
социальных сетях; организация проектной деятельности.
Навигатор 2 «Развивай». Предполагается индивидуальная работа по развитию проектного
мышления, личностных навыков и компетенций (метакомпетенций), необходимых для
реализации технологии наставничества.
Навигатор 3 «Создавай». Участники смены представят идеи, разработают и защитят
проекты в разных областях наставничества, таких как: медианаставничество;
эконаставничество; наставничество в вожатской деятельности; наставничество в
познавательной, исследовательской деятельности.
В программе смены запланировано проведение образовательных интенсивов,
деловых игр, творческих мастерских, диалоговых площадок, интерактивных кейс-сессий.
По итогам работы участники смены презентуют свои проекты.
Участники программы «Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе» работают с
наставниками на 5 образовательных площадках по направлениям наставничества:
1. Семья эколят, или естественнонаучное наставничество в волонтерской/вожатской
деятельности (вовлечение учащихся в социально-экологические мини-проекты,
направленные на формирование экологической грамотности, активную
деятельность, экологическое просвещение и распространение образцов поведения
среди родителей и жителей села; реализуется направление РДДМ «Береги планету»).
2. «Семейное арт-пространство: наследие поколений» (дна из важнейших социальных
практик, направленных на развитие «мягких, гибких» навыков, объединяющих
личностные и метапредметные результаты, необходимые для формирования и
развития личности. Возможность прокачки медиа-навыков и развития творчества).
3. «Умею сам – научу другого», или технотворчество и медианаставничество
(площадка, которая объединяет молодых людей в желании заниматься творчеством,
проявлять таланты, а также демонстрировать свою точку зрения на события и
делиться ею с окружающими; реализуется направление РДДМ «Расскажи о
главном»).
4. «Малая Родина – сила России», или туристско-краеведческое, художественное
путешествие (направлено на социализацию личности путем использования
возможностей социальной среды и сотворчества между обучающими и
специалистами-исследователями).
5. «Точка на карте», или навигационная система активного отдыха (познавательные
практики, площадки, на которых произойдёт прокачка навыков и умений в спорте,
науке, культуре и искусстве; реализуются направления РДДМ «Достигай и
побеждай», «Учись и познавай», «Дерзай и открывай», «Создавай и вдохновляй»).
Все учащиеся будут объединены в отряды по возрасту и интересам, совместно с
педагогом и вожатыми будут участвовать в реализации отрядных согласно общей тематике.
Программа смены включает проведение образовательного, экскурсионного, игрового
и информационного блоков (см. план-сетку).
Ежедневно, в рамках проведения смены проводятся от трех до пяти мероприятий
различных блоков в соответствии с принципами деятельности 5 образовательных площадок
по модулям «Узнавай», «Развивай», «Создавай»..
11
В начале смены каждым учащимся оформляются дневники-навигаторы, в которых
воспитанники презентуют свои достижения, планируют маршрут на день, отражают
степень участия в мероприятиях, делятся впечатлениями. В конце каждого дня отряд
заполнит общую «Карту достижений за день». В лагере будет вестись рейтинг участия
отрядов и ведения дневников-навигаторов.
Программа смены начинается в 08.30 и заканчивается в 14.30.
При реализации программы учитываются следующие принципы организации и
содержания деятельности:
1) системности
и
последовательности,
обеспечивающий
взаимосвязь
и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также создающий условия
для активного участия детей во всех видах деятельности в рамках программы;
2) гуманизации межличностных отношений, предполагающий уважительные
демократические отношения между взрослыми и детьми;
3) творческого самовыражения, способствующий реализации потребности
в самовыражении, стимулирующий стремление детей активно реализовывать свои лучшие
качества в любой сфере деятельности, т.е. формирующий активную созидательную
позицию;
4) сотрудничества, способствующий формированию доверительных отношений,
располагающий к выражению собственных мыслей и чувств, что позволяет вовлечь
участников смены в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
5) принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных
на доминирующие способности, интерес и потребности.
Формы реализации программы:
– деловые игры;
– отрядные огоньки;
– тематические секции;
– творческие конкурсы;
– образовательный квест;
– интеллектуально-развлекательные игры;
– форум;
– интерактивный дайджест;
– кейс-сессия;
– викторина;
– экологический десант;
– игровой аукцион.
Методы обучения:
1) практический предполагает проведение деловой игры, тренингов от экспертов
смены, подготовка творческих работ участниками смены;
2) кейс-метод предполагает погружение участников смены в
определеннуюпроблемную ситуацию, для которой необходимо найти
оптимальное решение;
3) эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска
решения выдвинутых познавательных задач через мозговой штурм;
4) словесный применяется для организации дискуссии в рамках проведения форума;
5) репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного
12
осуществляется на основе образца или правила, то есть в рамках интерактивных игр;
6) объяснительно-иллюстративный метод применяется экспертам в рамках работы
тематической площадки с использованием мультимедийных средств демонстрации для
эффективного усвоения информации участниками смены.
В условиях проведения смены применяются методы совместной (коллективной)
и индивидуальной творческой деятельности. Позиция творческого подхода предлагает
реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые): поиск,
наблюдение, моделирование, проектирование и др.
Необходимые дидактические материалы:
методические разработки, планы-конспекты мероприятий, методические указания
и рекомендации к практическим занятиям;
учебная, методическая, дополнительная литература;
платформы РДДМ, «Сириус», IT-куб, «СФЕРУМ», «Проектория», «Большая перемена»,
«Россия – страна возможностей»; «Билет в будущее», «Орлята России». «ШОУ
Профессий».
развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины;
видеоматериалы;
литературные каталоги: кейсы, высказывания, статьи.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа смены «Навигаторы детства 3.0: строим будущее вместе» предполагает
получение комплексных знаний и развитие навыков в разных областях:
естественнонаучное наставничество в волонтерской/вожатской деятельности, семейное
наставничество, технотворчество и медианаставничество, туристско-краеведческое,
художественное путешествие; навигационная система активного отдыха. Именно поэтому
программа смены предполагает работу по трем модулям-навигаторам: «Узнавай»,
«Развивай» и «Создавай». Названия модулей-навигаторов также являются и вызовами для
всех участников смены, которые они принимают и вовлекаются в познавательноразвивающую деятельность. Таким образом, в ходе смены обучающиеся:
– получат базовые знания о деятельности каждого из представленных образовательных
маршрутов;
– узнают об основных понятиях, принципах и моделях наставничества в рамках
заявленных направлений взаимодействия;
– погрузятся в положительный опыт успешных семей;
– сформируют навыки организации проектной деятельности в разных областях
наставничества;
– разовьют умение работать в команде, навыки доверительного общения (РДДМ);
– сформируют коммуникативные умения и навыки публичного выступления;
– научаться применять технологию сотрудничества на практике;
– раскроют
творческий потенциал
и
научатся презентовать
свои
проекты (индивидуальные и групповые);
– сформируют опыт восприятия, производства и
трансляции информации,
отражающей особенности и практики межпоколенческого взаимодействия;
13
получат опыт реализации гражданской позиции
патриотического самосознания (РДДМ).
в процессе формирования
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выделяются два основных блока оценки качества реализации программы:
1) оценка уровня достижения приоритетных для программы результатов, которые
отражают критерии, показатели, уровни проявления и способы оценки, фиксации
результатов;
2) уровень удовлетворенности воспитанников смены от участия в образовательной
программе, который определяется с помощью опросного метода.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности
настоящей программы использованы следующие индикаторы:
– ориентированность программы на формирование и развитие
– социальных компетентностей у детей и подростков; вариативность и гибкость
предлагаемой программы;
– применение
личностно-ориентированного
и
личностно-деятельностного
возрастного, индивидуального подходов;
– сочетание целей и задач программы, желаний ребенка и рекомендаций родителей.
О результативности программы можно судить по тому, в какой степени будут
сформированы те или иные (компетентности) навыки у участника программы:
– социальная (научился ли ребёнок принимать ответственность и участвовать
в принятии групповых решений, стал ли более толерантным и способным ненасильственно
разрешать конфликты, насколько активно (или пассивно) участвовал в развитии
демократических основ жизнедеятельности лагеря, научился ли работать в режиме
сотрудничества и партнёрства и др.;
– коммуникативная (насколько ребёнок проявил своё умение взаимодействовать
со сверстниками и старшими товарищами взаимодействия в информационном поле);
– информационная (смог ли развить свои умения и навыки во владении
информационно - коммуникационными технологиями, приобрёл ли навыки работы с ПК,
социальными сетями);
– образовательная (проявил ли желание и способности к обучению в рамках
дополнительных образовательных занятий и насколько мотивирован на дальнейшие
занятия на этапе последействия уже в ходе учебного года в своём образовательном
учреждении).
Оценка результативности программы осуществляется:
– с детьми в рамках проведения рефлексий в различных формах (анализ дня,
составление рейтинга, открытых и закрытых голосований, анкетирование и др.)
и подведения итогов смены;
– с родителями через проведения анкетирования и опросов через интернет-ресурсы
организации;
– с педагогами через распространение информации на личных страницах и
страницах образовательных организаций;
– через размещение информации на интернет ресурсах партнеров, а также
14
планирование совместной работы после завершения реализации программы;
– с гражданским обществом
через
заинтересованность со
стороны
СМИ о деятельности лагеря, рост количества некоммерческих общественных организаций,
желающих присоединиться к участию в реализации программы смены.
Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей,
успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности в рамках
программы, заинтересованность ребенка в участие в следующих онлайн-сменах, а также
заинтересованность социума.
С целью своевременного информирования о результатах смены на сайте
учреждения и в социальных сетях учреждения размещены нормативно-правовые,
организационно- распорядительные документы, информационные материалы, проводятся
опросы, позволяющие оценить реализацию программы.
Таким образом, программа рассматривает участника смены как активного субъекта
преобразования общества, драйвера развития и лидерства страны, а также ставит перед
собой ряд приоритетов: развитие самостоятельной личности молодого гражданина,
формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций.
15
Примерная сетка мероприятий летнего оздоровительного лагеря
27.05.2024
28.05.2024
29.05.2024
30.05.2024
31.05.2024
«Малая
Родина –
сила
России»,
или
туристскокраеведче
ское,
художеств
енное
путешеств
ие
«Семейное артпространство:
наследие
поколений»
«Точка на
карте», или
навигационная
система
активного
отдыха
«Умею сам –
научу
другого»,
или
технотворчес
тво и
медианастав
ничество
Семья эколят,
или
естественнонау
чное
наставничество
в
волонтерской/в
ожатской
деятельности
,
Открытие
смены
совместно с
музыкально
й школой,
СДК
с.Подсинее
Практическ
ое занятие
«Первая
помощь
при
несчастных
случаях»
Учитель
ОБЖ,
Республика
нский
центр
медицины
катастроф
Заседание клуба
литературная
открытка
«Символика
моей страны»
Беседа о
купании на воде.
МЧС Инспектор
по маломерным
судам Благинин
А.С.
«Узнавай»
Экскурсия в
Детский
пожарную часть
технопарк
(1 отряд)
«Кванториум»
Сорокина А.А.
г.Черногорск.
МЧС по РХ
г.Абакан
Акция «Мир
всем детям на
планете»
Библиотека
с.Подсинее
(2 отряд)
01.06.
2024
День
защит
ы
детей
СДК
Киноуроки
(с. Белый Яр)
16
03.06.2024
04.06.2024
05.06.2024
«Точка на
карте»,
или
навигацио
нная
система
активного
отдыха
Семья эколят,
или
естественнонау
чное
наставничество
в
волонтерской/в
ожатской
деятельности
«Умею сам –
научу
другого», или
технотворчеств
ои
медианаставни
чество
Познавател
ьно –
игровая
программа
по ПДД
«Азбука
дорожного
движения»
Приглашен
ие
сотрудника
ГИБДД
Всемирный
день
велосипеда.
Драматический
театр г.
Минусинск.
Спектакль «Лиса
и медведь»
Общий
велозабег
Спорткомп
лекс им
В.Я.Витвиц
кого
Комплексн
ая
спортивная
школа
В.Тея
Караван детских
книг «С книгами
на все лето»
Библиотека
с.Подсинее
06.06.2024
08.06.
2024
«Семейное
«Малая Родина
арт– сила России»,
пространство или туристско: наследие
краеведческое,
поколений» художественно
е путешествие
«Развивай»
Кондитерская
Библиотечный
«Малинники»
урок с
Шоу поваров»
обзором
витрины
Игра –
литературной
путешествие «У
«Мы вновь
лукоморья».
читаем
Пушкинский
пушкинские
день»
строки»
Сельская
библиотека.
Игра
«Экономист»
(ПАО
СБЕРБАНК)
07.06.2024
Профориентацио
нная встреча с
главврачом
ГБУЗ РХ
«Белоярская РБ»
Путешествие в
мир законов
(Прокуратура)
Прави
ла
повед
ения
на
приро
де.
Опасн
ость и
культ
ура
Форд
БОЯР
Д
Киноуроки
(с. Белый
Яр)
17
10.06.2024
11.06.2024
«Семейное
«Умею сам –
артнаучу
пространс
другого», или
тво:
технотворчеств
наследие
ои
поколений медианаставни
»
чество
День
разрисован
ных
ладоней
«Как
прекрасен
этот мир»
Профилакт
ическая
акция.
17.06.2024
Драматичес
кий театр г.
Минусинск.
Творческое
занятие
«Кукла –
марионетка
»
( 4,5,6
отряд)
Драматический
театр г.
Минусинск.
Творческое
занятие «Кукла –
марионетка»
( 1,2,3 отряд)
Акция «Наш дом
– Россия»
Библиотека
с.Подсинее
18.06.2024
Конкурс
«Литературная
открытка»
«Олимпийские
виды спорта»
Библиотека
с.Подсинее
12.06.2024
13.06.2024
14.06.2024
Семья эколят,
или
естественнонау
чное
наставничество
в
волонтерской/в
ожатской
деятельности
«Малая
Родина –
сила
России», или
туристскокраеведческо
е,
художествен
ное
путешествие
«Точка на
карте», или
навигационная
система
активного
отдыха
«Создавай»
День России с
Детский
СДК.
технопарк
Забег здоровья
«Кванториум»
Спортивный
г.Черногорск
кросс
Спортивный
комплекс им
Путешествие в
В.Я.Витвицкого
мир законов
села Подсинее
(Прокуратура)
15.06.
2024
Школа
креативных
индустрий.
Экскурсия.
Презентация
проектов
6 отряд
Киноуроки
(с. Белый Яр)
Школа
креативных
индустрий.
Экскурсия.
Презентация
проектов
4 отряд
19.06.2024
Закрытие смены
в СДК
с.Подсинее.
Библиотечн
ый урок
«Нам этой
даты не
забыть»
(1,2,3
отряды)
18