Предмет
Русский язык
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
основной образовательной программы основного общего
образования
( 5 -9 классы)
2025 /2026 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ОП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России,
независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и
владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность
социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для
человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Содержание программы по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На изучение русского языка на уровне основного общего образования отводится 714часов:
● 5класс–170часов(5часоввнеделю);
● 6класс–204часа(6часоввнеделю);
● 7класс–136часов(4часавнеделю);
● 8класс–102часа(3часавнеделю);
● 9класс–102часа(3часавнеделю).
Из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен дополнительный
час в 5, 7 , 8 классах в целях реализации гуманитарной направленности программы
Литература
История
Рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО,
представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и
предусматривает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а
богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует
постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм,
гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы на уровне основного общего образования по
программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО,
представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и
предусматривает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по
классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего образования определяется
его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом
в становление личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей
во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня
семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.
С 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для
изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (Всеобщая
история), 34 часа (История нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (Всеобщая
история), 57 часов (История России), 17 часов (История нашего края).
Согласно Приказу № 704 общее количество часов, отведенных на изучение
истории, увеличивается с 340 часов до 476 часов в 5-7 классах.
В 8–9-х классах изменения вступят в силу с 1 сентября 2026 года: для 8-х
классов отводится 34 часа на Всеобщую историю и 68 часов на Историю России;
для 9-х классов –– 23 часа на Всеобщую историю и 45 часов на Историю России.
в структуру содержания учебного предмета
«История» в 9 классе включен модуль «Введение в Новейшую историю России».
Модуль изучается в количестве 17 часов по окончании основного курса «Истории»
(68 часов).
Обществознание
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с
учётом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно
раскрывать обучающимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его
развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений
извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
Согласно Приказу № 704 с 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах учебный
предмет «Обществознание» не изучается. В 8–9-х классах число часов,
рекомендованных для изучения предмета, остаётся без изменений (1час в неделю).
8 класс – 34 часа;
9 класс – 34 часа.
С 1 сентября2026 года изучение учебного предмета «Обществознание» предусмотрено только
в 9-м классе.
География
Рабочая программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения
ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования,
требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Общее число часов, рекомендованных для изучения географии – 272 часа: по одному часу в
неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на
Основы безопасности
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
и защиты Родины
представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает
непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне
образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для
последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения
предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на
уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 8–9 классах, составляет 68 часов, по 1
часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программыосновногообщегообразования,представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования,
атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезультатовдуховно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе
воспитания.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися 9 класса уровня
Английский язык подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании,
чтении, письме и говорении, соответствующего уровню А2/В1.
Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного
взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Наряду с этим
иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в
сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится
важной составляющей базы для общего и специального образования. Владение иностранным
языком обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и
технологическим достижениям и расширяет возможности образования и самообразования.
Владение иностранным языком сейчас рассматривается как часть профессии, поэтому он
является универсальным предметом, которым стремятся овладеть современные школьники
независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и
др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств
социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы.
На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование
коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая,
языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:
- речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами
общения;
- освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения
мысли в родном и иностранном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям реалиям
стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах;
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного
общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
На изучение предмета «Английский язык »на уровне основного общего образования отводится
646 часов:
● 5класс–102часа(3часавнеделю);
● 6класс–136часов(4часавнеделю);
● 7класс–136часов(4часавнеделю);
● 8класс–136часов(4часавнеделю);
● 9класс–136часов(4часавнеделю);
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, используется:
В 5-9 классах – на углублённое изучение английского языка (дополнительно 2 часа в неделю, 68
часов в год) в целях формирования коммуникативной компетенции в рамках поликультурного
образования.
На уровне основного общего образования отводится 340 часов.
Рабочая программа по предмету «Второй иностранный язык. Немецкий язык» на уровне
основного
общегообразованиясоставленанаоснове«Требованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовател
Второй
ьной
иностранный
программы»,представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеосновног
ообщегообразования,сучётомраспределённыхпоклассампроверяемыхтребованийкрезультатамос
язык ( немецкий )
военияосновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияиэлементовсодержани
я,представленныхвУниверсальном кодификаторе по иностранному(немецкому
)языку,атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезультатовдуховнонравственногоразвития,воспитанияисоциализацииобучающихся,представленнойвфедеральнойра
бочей программе воспитания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекса авторской линии: УМК «Горизонты» М.М. Аверина и др. Немецкий язык как второй
иностранный. 5-9 классы
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию
многоязычия и диалога культур. Наряду с этим второй иностранный язык выступает
инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных,
математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы
для общего и специального образования.
Содержание программы пятого года обучения направлено на комплексное решение задач,
стоящих при изучении второго иностранного языка, а именно формирование коммуникативной
компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся общаться на немецком языке. К
завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися 9 класса базового
уровня подготовки по немецкому языку по четырем коммуникативным компетенциям–
аудировании, чтении, письме и говорении(уровень А2).
На изучение предмета “Немецкий язык” на уровне основного общего образования отводится
340часов:
● 5класс–68часов(2часавнеделю);
● 6класс–68часов(2часавнеделю);
● 7класс–68часов(2часавнеделю);
● 8класс–68часов(2часавнеделю);
● 9класс– 51 час (1,5 часа в неделю).
Второй
иностранный язык
(французский
язык)
Рабочая программа по предмету «Второй иностранный язык. Французский язык » на уровне
основного общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы»,представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к
результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияиэлементо
всодержания,представленныхвУниверсальном кодификаторе по иностранному (французскому
)языку, а также на основе характеристик и планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся ,представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
: Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Синяя птица» Н. А. Селиванова и
др. Французский язык как второй иностранный. 5-9 классы.
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию
многоязычия и диалога культур. Наряду с этим второй иностранный язык выступает
инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных,
математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы
для общего и специального образования.
Содержание программы пятого года обучения направлено на комплексное решение задач,
стоящих при изучении второго иностранного языка, а именно формирование коммуникативной
компетенции учащихся, понимаемо как способность учащихся общаться на французском языке.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися 9 класса
базового уровня подготовки по немецкому языку по четырем коммуникативным компетенциям–
аудировании, чтении, письме и говорении(уровень А2).
На изучение предмета“Французский язык ”на уровне основного общего образования отводится
340часов:
● 5класс–68часов (2часа в неделю);
● 6класс–68часов (2часа в неделю);
● 7класс–68часов (2часа в неделю);
● 8класс–68часов (2часа в неделю);
● 9класс–51 час (1,5 часа в неделю).
Математика
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с
учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического
образования в Российской Федерации.
Основные линии содержания курса м тематикив5-9 классах:«Числа и вычисления»,
«Алгебра»(«Алгебраическиевыражения»,«Уравненияинеравенства»),«Функции»,«Геометрия»(«
Геометрическиефигурыиихсвойства»,«Измерениегеометрических величин»),«Вероятность и
статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образованияматематикаявляетсяобязательнымпредметомнаданномуровнеобразования.В
5-9 классах учебный предмет
«Математика»традиционноизучаетсяврамкахследующихучебныхкурсов:в5-6классах—
курса«Математика»,в 7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и
теории вероятностей) и «Геометрия».Настоящей программой вводится самостоятельный
учебный курс «Вероятность и статистика».
На изучение математикив5—6классах отводится 5учебныхчасовв неделю в течение каждого
года обучения, в7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего
952 учебных часа.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, используется:
в 6 классе - 1 час в неделю (34 часа в год) на расширение материала с целью формирования
математической грамотности.
Информатика
Биология
Рабочая программа по информатике на уровне основного общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырёх тематических разделов:
● Цифровая грамотность;
● Теоретические основы информатики;
● Алгоритмы и программирование;
● Информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1
часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также федеральной программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможности предмета в реализации Требований ФГОСООО к планируемым, личностными
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ВсоответствиисФГОСОООбиологияявляетсяобязательнымпредметомнауровнеосновногообщего
образования.Даннаяпрограммапредусматриваетизучениебиологиивобъёме238часовзапятьлетобу
чения:израсчётас 5по7 класс –1час в неделю, в 8-9 классах –2часа в неделю.
Физика
Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе
положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной
грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В
программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,
астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира,
предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа
получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится 238
часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе –
102 часа (3 часа в неделю).
Химия
Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы
воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия».
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и
темам программы по химии, определяет количественные и качественные характеристики
содержания, рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся,
определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной
образовательной программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебнопознавательной деятельности обучающегося по освоению учебного содержания. Федеральная
рабочая программа | Химия. 8–9 классы (базовый уровень)
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией
представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях
решения глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической,
пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её
общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся, навыков их
самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений,
необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на
единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании
естественнонаучной грамотности обучающихся;
способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к
природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии, – 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Музыка
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства
и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности.
Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный
анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение
через творчество).
Рабочая программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения Федеральная рабочая программа | Музыка. 5–8 классы
содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные,
остальные 5 – как вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору учителя с
учетом этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей, потребностей и
возможностей обучающихся, их творческих способностей.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего
образования и непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды деятельности, которые
может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной,
внеклассной работы, обозначены «вариативно».
Наизучениепредмета“Музыка”наступениосновногообщегообразованияотводится136часов:
● 5класс–34часа(1часвнеделю);
● 6класс–34часа(1часвнеделю);
● 7класс–34часа(1часвнеделю);
● 8класс–34часа(1часвнеделю).
Изобразитель
ное
искусство
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления
обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения
в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному
искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма,
уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования
структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются
последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано
дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»
(вариативный)
Труд (технология)
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по
разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся
функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и
критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системнодеятельностного подхода в реализации содержания, воспитания осознанного отношения к
труду как созидательной деятельности человека по созданию материальных и духовных
ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит обучающихся с
различными технологиями, в том числе материальными, информационными,
коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по
предмету «Труд (технология)» происходит приобретение базовых навыков работы с
современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий,
знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах
трудовой деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает содержание, адекватно
отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной
ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового
производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии,
робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники,
электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии,
обработка пищевых продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует содержание,
предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим документом, определяющим направление модернизации содержания и
методов обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд
(технология)» является формирование технологической грамотности, глобальных
компетенций, творческого мышления.
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, – 272 часа: в 5 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Физическая
культура
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной
в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную
конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное
предметное содержание.
Воспитывающее значение программы по физической культуре заключается в содействии
активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли и значения
мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям,
истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления
входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со
сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и
консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов
образования по физической культуре на уровне основного общего образования является
воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их
физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится
возможной на основе содержания учебного предмета, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической
культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование).
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной
дисциплины«Физическаякультура»на уровне основного общего образования блок «Базовая
физическая подготовка»отводится 340 часов:
● 5класс–68часов(2часавнеделю);
● 6класс–68часов(2часавнеделю);
● 7класс–68часов(2часавнеделю);
● 8класс–68часов(2часавнеделю);
● 9класс–68часов(2часавнеделю).