Принято: Педагогическим советом Протокол № 4 от 20.04.2015 г. Приложение № 8 приказу МБОУ «Подсинская СШ» № 261 от 24.04.2015 г. Положение о внутренней системе оценки качества образования Общие положения 1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). 1.2. ВСОКО представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качества реализации образовательного процесса, качества условий, обеспечивающих образовательный процесс с учётом запросов участников образовательных отношений. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. 1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.5. В настоящем положении используются следующие термины: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности учащихся в организации образовательного процесса; оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, 1 содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта; мониторинг – систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата; экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством: государственной (итоговой) аттестации выпускников; системы внутришкольного контроля; мониторинга качества образования. 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий; данные электронного журнала. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Цель ВСОКО: получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей участников образовательных отношений; 2.2. ВСОКО ориентирована на решение следующих задач: осуществлять самообследование состояния развития и эффективности деятельности; определять степень соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; оценивать уровень индивидуальных образовательных достижений учащихся; определять в рамках мониторинговых исследований степень соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; выявить факторы, влияющие на качество образования. 2 2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию, педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения учителей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.). 3.2. Администрация школы: формирует, утверждает приказом директора и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование внутренней системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ деятельности школы за учебный год, публичный доклад и т.д.); заслушивает на совещаниях при заместителе директора, директоре информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей учреждений, сотрудничающих со школой по вопросам образования и воспитания, в т.ч. сообщения о проверке соблюдения 3 санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни учащихся и другие вопросы образовательной деятельности; принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет и школьные методические объединения учителейпредметников: участвуют в разработке методики оценки качества образования, в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы, в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО, в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования, в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе, в оценке качества и результативности труда работников школы; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию. 4. Реализация ВСОКО 4.1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в рамках реализации ФГОС); личностные результаты; здоровье учащихся (динамика); достижения учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством образовательных результатов. 4.2. Качество образовательного процесса: основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС, ФКГОС); 4 реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС); качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); удовлетворённость учащихся и родителей организацией образовательного процесса; адаптация учащихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования. 4.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение и организация питания; психологический климат в образовательном учреждении; кадровое обеспечение; общественно-государственное управление (Совет родителей, педагогический совет, ученическое самоуправление и т.д.); документооборот и нормативно-правовое обеспечение. 4.4. ВСОКО реализуется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане внутренней системы оценки качества образования. 4.6. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации основным потребителям результатов ВСОКО, размещения аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы (самообследование, публичный доклад и др.). 5. Объекты оценки качества образования № Объекты Показатели Методы Ответственн п/п мониторинга оценки ый I. Качество образовательных результатов 1 Предметные Для каждого предмета Промежуточны Инюхина результаты учебного плана й и итоговый Н.В. обучения определяется: контроль Никулина - доля неуспевающих; Н.В. - доля учащихся, обучающихся на «4» и «5»; - средний процент выполнения заданий административных контрольных работ (в т.ч. проводимых УО и др.); -сравнение данных Сроки По итогам четверти (полугодия, года) 5 2 3 4 5 6 внутренней и внешней диагностики (в том числе ОГЭ и ЕГЭ) для части предметов. Метапредмет -уровень достижения Промежуточны ные планируемых й и итоговый результаты метапредметных контроль обучения результатов освоения ООП; -сравнение с данными независимой диагностики. Личностные -уровень Мониторингово результаты сформированности е исследование (мотивация, планируемых самооценка, личностных нравственно- результатов освоения этическая ООП (включая ориентация) показатели социализации учащихся) Здоровье -динамика в доле Наблюдение, учащихся учащихся, имеющих работа с отклонение в здоровье; документацией -доля учащихся, которые занимаются спортом; -процент пропусков уроков по болезни. Достижения -доля участвовавших Наблюдение, учащихся на в конкурсах, работа с конкурсах, олимпиадах по документацией соревнования предметам на уровне: х, ОУ, района, РХ, олимпиадах всероссийском, международном; -доля победителей (призеров) на каждом уровне; -доля участвовавших в спортивных соревнованиях на каждом уровне; -доля победителей спортивных соревнований на каждом уровне. Удовлетворён -доля родителей, Анонимное ность положительно анкетирование Инюхина Н.В. Никулина Н.В. По итогам полугодия, года. Классные По итогам руководители года. Куликова Л.В. Вечер Т.П. Классные По итогам руководители полугодия, Ширковец года. О.А. Классные По итогам руководители, четверти, учителя года. физической культуры Инюхина Н.В. Никулина Н.В. Вечер Т.П. Зорина Е.В. Классные По итогам руководители года 6 родителей качеством образователь ных результатов 7 8 9 10 11 12 высказавшихся о качестве образовательных результатов. Куликова Л.В. II. Качество реализации образовательного процесса Основные Соответствие Анализ Зам. По итогам образователь образовательной директора по года ные программы ФГОС, УВР, УР, ВР программы, ФКГОС и контингенту образователь учащихся. ная программа (7 – 11 классы) Дополнитель -статистические Анонимное Социально- По итогам ные данные о запросах и анкетирование психологичес года образователь пожеланиях со стороны кая служба ные родителей и учащихся. Вечер Т.П. программы, -доля учащихся, Инюхина внеурочная занимающихся по Н.В. деятельность программам дополнительного образования, внеурочной деятельностью. Реализация Соответствие учебных Анализ Зам. Начало учебных планов и рабочих директора по учебного планов и программ ФГОС, УВР, УР, ВР года рабочих ФКГОС. программ Качество Соответствие Анализ Зам. Согласно уроков и требованиям ФГОС, наблюдение директора по плану работы индивидуаль ФКГОС. УВР, УР, ВР ной работы с учащимися Качество Доля родителей Анонимное Зам. Конец внеурочной каждого класса, анкетирование директора по учебного деятельности положительно УВР, ВР года (включая высказавшихся. классное руководство) Удовлетворён Доля учеников и их Анонимное Классные Конец ность родителей (законных анкетирование руководители учебного учеников и их представителей) Куликова года родителей каждого класса, Л.В. образователь положительно ным высказавшихся о процессом реализации образовательного 7 13 14 15 16 17 18 19 процесса. III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс Материально- Соответствие Экспертиза, Маркова Л.А. Конец техническое материальноанкетирование руководители учебного обеспечение технического ШМО года обеспечения Директор требованиям ФГОС. школы Информацио Соответствие Анализ Сапешко Г.С. Конец нноинформационноРыбакова учебного методическое методических условий Е.В. года обеспечение требованиям ФГОС. (включая средства ИКТ) Санитарно- Соответствие Анализ Маркова Л.А. Конец гигиенически санитарноучебного еи гигиенических и года эстетические эстетических условий условия требованиям ФГОС Медицинское Доля учеников и Анонимное Классные Конец сопровожден родителей, анкетирование руководители учебного ие и питание положительно Вечер Т.П. года учащихся высказавшихся о медицинском сопровождении и питании. Психологичес Доля учеников, Анонимное Классные Конец кий климат в родителей и педагогов, анкетирование руководители учебного образователь высказавшихся о Куликова года ном психологическом Л.В. учреждении климате (данные собираются по классам). Взаимодейств Доля учеников, Анонимное Классные Конец ие с родителей и педагогов, анкетирование руководители учебного социальной положительно Вечер Т.П. года сферой высказавшихся об уровне взаимодействия с социальной сферой. Кадровое Укомплектованность Анализ Зам. Конец обеспечение педагогическими директора по учебного кадрами, имеющими УВР, УР, ВР года необходимую квалификацию. Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию. 8 Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию. Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации. Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях. Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы. 20 Государствен Доля учеников, Анонимное нородителей и педагогов, анкетирование, общественно положительно анализ е управление высказавшихся об и уровне государственностимулирован общественного ие качества управления в школе. образования. Доля учащихся, участвующих в ученическом самоуправлении. Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Управляющего совета. Доля педагогов, положительно высказавшихся о системе морального и материального стимулирования качества образования. 21 Документооб Соответствие анализ орот и требованиям к нормативно- документообороту. правовое Полнота нормативно- Директор школы Вечер Т.П. Конец учебного года Директор школы Конец учебного года 9 обеспечение правового обеспечения. 10